Сегодня в рубрике "Единоборства":
Уличная драка
(рекомендации дает обладатель 2 дана Каратэ шотокан Алексей Седоба)
Высшей степенью мастерства в каратэ является победа без драки, кроме того, я настоятельно рекомендую всячески избегать применения каратэ на улице.
Однако иногда складываются такие обстоятельства, что без "рукоприкладства" не обойтись. О технических моментах поведения в таких случаях и пойдет сегодня речь.
Часто мне задают вопросы относительно приемов (правильнее было бы сказать технических действий, но так короче и многим понятнее), которые целесообразно применять на улице. Перечисление таких приемов, конечно же, бессмысленно, поскольку в зависимости от ситуации необходимо применить наиболее "подходящий" прием, которым может оказаться любое действие.
Однако не лишним будут следующие рекомендации:
- максимально используйте все подручные средства и окружающую обстановку;
- наносите удары только те, которые вами освоены и отработаны до автоматизма (реальная схватка не место для экспериментов);
- наносите удары в жизненно важные органы (чем меньше вам потребуется действий для нейтрализации нападающего, тем лучше);
- будьте готовы к неожиданным действиям нападающего (он может незаметно достать нож, может подкрасться его напарник и т.д.);
- не давайте страху овладеть вами. Некоторым помогает равномерное дыхание, частичное расслабление (физическое, а не моральное!), "рассеивание" взгляда и др.;
- и самое главное - не паникуйте, сохраняйте холоднокровие и действуйте рационально.
Общий распорядок тренировки
Тренировки в восточных единоборствах имеют четко продуманную структуру: первый период - это изучение базовой техники, где большое внимание уделяется развитию устойчивости тела в стойках и передвижениях. Изучаются досконально "первичные" ката.
После третьего кю (коричневый пояс) тренировка сконцентрирована на развитии умения выполнения технических действий в комбинациях, а так же тренируется полувольный спарринг, продолжается изучение ката. После получения первого дана продолжается совершенствование в вольном спарринге и изучаются ката.
Единичная тренировка, прежде всего, начинается с разминки. Это позволяет подготовить тело к интенсивным нагрузкам в ходе тренировок. Разминка начинается с верха тела и заканчивается низом (сначала шея, потом идут руки, плечи, поясница, таз, колени, ступни). В разминку также включаются базовые элементы основных движений единоборства, например, такие как махи ногами и руками, подтягивание коленей и др.
После разминки идет отработка базовой техники, ката и кихон. Именно эта часть и является основой тренировки, поэтому ей и отводится большая часть времени. Под конец тренировки - кумитэ, тамеши-вари, работа с "железом" (штанга, гири, всевозможные утяжеления для развития силы).
Общее распределение времени тренировки в каратэ шотокан (карате-до сетокан) приблизительно такое: разминка-10%, ката, кихон и базовая техника-50%, кумитэ и техника кумитэ-30%, силовые упражнения-10%. Эти цифры приблизительны и в зависимости от цели конкретной тренировки могут изменяться для смещения направленности тренировки в ту или иную сторону.
Древние боевые искусства Индии
Создателем 64 древних индийских искусств, описанных в Ведах считается Бог Шива - Шива Натараджа. По древним легендам первым учителем боевых искусств стал один из его учеников - Парашурама.
На развитие боевых искусств Индии без сомнения повлияла древнейшая религиозно-философская концепция, которую мы знаем под названием йога (слово "йога" означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как "объединение"). Первые относящиеся к йоге письменные упоминания можно найти еще в Ведах.
Если йогу, точнее ее общеразвивающее и оздоровительное направление знают и изучают очень многие жители Запада, то индийские боевые искусства на Западе известны гораздо меньше и пользуются намного меньшей популярностью чем, боевые искусства Китая, Кореи и Японии, хотя многие самые разные древние стили до сих пор сохранились в отдельных районах Индии. Говорят, что небольшой популярности индийских стилей способствует крайне слабая постановка поединков в индийских фильмах. Но скорее это связано с тем, что с древнейших времен и до наших дней практически все индийские школы боевых искусств были тесно связаны с религиозными сектами и оставались закрытыми для посторонних. Поэтому даже то, что относится к описанию многих индийских стилей надо рассматривать как легенды.
Например, легенды рассказывают о комплексе традиционных боевых искусств наводивших ужас на англичан-завоевателей воинов-сикхов. Воины были членами религиозной общины нихангов. Они давали клятву найти смерть в бою. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались английские солдаты, имевшие превосходство в численности и вооружении. (Свирепые воины-сикхи описаны, например, в романе А. Конан-Дойля "Знак четырех"). Оружием сикхов были копья, сабли, дротики и чакры - боевые диски для метания, остро заточенные по краям.
Легенды упоминают также тугов-душителей - секту поклонников Кали - богини смерти. Их боевое искусство строилось на использовании специальной узкой шелковой ленты, которой душили противника в соответствии с принципом "не проливать кровь".
Ваджра-мушти
Ваджра-мушти можно перевести как "кулак грома и молнии", "алмазный кулак" или "кулак высшего мастерства". В технике этого стиля основное значение имеют очень быстрые и мощные прямые удары кулаком, хотя есть и броски. Основная боевая стойка ваджра мушти - с руками сжатыми в кулаки с крещенными внизу живота. Одна рука использовалась только для нападения, а другая - исключительно для защиты. Некоторые считают, что именно этот стиль изучал и принес в Китай Бодхидхарма в 6 веке н.э. Но здесь надо сказать, что по другой версии ваджра-мушти - это вовсе не стиль, а особый тип поединка, в котором противники вооружены специальным оружием - ваджрами - чем-то вроде коротких металлических дубинок (Вообще Ваджра - "Громовой жезл" - это оружие бога Индры).
Калари-паятту
Стиль калари паятту (по разным версиям появился во 2 веке до н.э. или в IV веке нашей эры) до сих пор сохранился в штате Керала (Южная Индия). Это одно из древнейших боевых искусств мира. Искусство калари-паятту сохранилось до наших дней в ряде деревень и городов штата Керала, на юго-западе Индии. Оно известно и за пределами Индии, в том числе и в России. Согласно некоторым легендам, это искусство возникло во времена Мудрца Парашурамы, который обладал необыкновенными мистическими способностями. Он построил храмы и ввел в них изучение боевого искусства. Это искусство с древнейших времен было тесно связано с искусством танца - это служило символом разрушительного боевого танца Бога Шивы, означающего конец мира. Древние легенды рассказывают, что именно от Парушарамы при помощи самого Шивы на юге Индии в штате Керала появились знания о боевом искусстве. Было построено 64 храма, где обучали калари-паятту. В давние времена в каждом храме был свой мастер, а древние хнания тщательно берегли и передавали из поколения в поколение. Обучение проходило под постоянным наблюдением учителя.
Техника калари-паятту родилась из наблюдений за движениями 8 самых свирепых и уважаемых животных Индии: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры. На языке древних темнокожих коренных жителей Индии, обитавших здесь еще до прихода ариев калари значит "священное место", а слово паятту переводится как "бой", "боевые приемы". Таким образом, название стиля можно перевести как "бой на священном месте". Это связано с интересной особенностью традиционных занятий - их никогда не проводят на открытой площадке.
В Индии, готовя место для занятий, обычно сначала размечают на земле прямоугольник размером 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра. Сверху кладут решетку из прутьев и пальмовые листья, иогда обкладывают стены камнем. Это позволяет не только скрыться от посторонних взглядов, но и защититься от сильной жары. Ученики должны входить в помещение для занятий обязательно с правой ноги. Затем следует поклониться залу, помня о том, что он символизирует священное место, на котором сидели древние боги, и коснуться ног гуру (учителя).
Это искусство достигло своей вершины во второй половине ХVI века, во времена Тачоли Отернана - прославленного вождя племени Северного Малабара. Легенды рассказывают, что в то время калари-паятту обучались как мальчики, так и девочки из семей воинов, начиная с десятилетнего возраста.
Техника калари-паятту включает приемы самозащиты без оружия, использование подручных средств, бамбуковых палок, мечей и щитов, копий, а также воздействие на болевые точки. Важное значение придается духовному самосовершенствованию и развитию гибкости и подвижности.
Силабам
Из штата Тамиланд Южной Индии происходит силабам - искусство борьбы на палках. Его основой послужили полуигровые поединки на бамбуковых палках, очень популярные в том районе в 1-2 веке н.э. Легенды рассказывают об удивительном мастерстве владения палкой. Считалось, что мастер силабам должен уметь не только защититься от камней, брошенных в него из толпы, но и в одиночку разогнать эту толпу.
Варма-калаи
Еще одно боевое искусство штата Тамиланд называется варма-калаи. По одной версии этот стиль был создан на основе древнего ритуального танца тамилов, по другой - это ветвь калари паятту. Это один из древнейших стилей, где сохранились и дошли до наших времен комплексы формальных упражнений. Их насчитывается не менее 60-и. Они разделены на пять групп, по 12 в каждой. Интересно то, что все движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием.
У всех приемов, используемых в варма-калаи, общая цель - поражение жизненно важных точек тела противника. Огромное внимание уделяют точности нанесения ударов и контролю не только точки приложения, но и силы воздействия. В зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время из строя, удары наносят по-разному. В этим стилем связаны наиболее древние упоминания об искусстве замедленной смерти - нанесении точечного удара, вызывающего смерть человека через заданное время. (По легендам эта техника получила большое распространение в Китае , где ее называют дим мак). Воздействие на чувствительные точки тела человека основано на древних представлениях о циркуляции внутренней энергии и тесно связано с древней медициной.
По древней традиции тренировки по системе варма-калаи по традиции должны проводиться рано утром (с 4-х до 5-и часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание).
Изучение техники предусматривает серьезное знание йоги. Важнейшее значение придается правильному дыханию.
Варма-калаи - одно из немногих индийских боевых искусств, которое можно найти на Западе - с 1988 года его развивает во Франции и Бельгии индийский гуру Закрия.
Маллявеша
Маллявеша - вид единоборства, который был широко распространен в северо-западных и центральных районах Индии древней и средневековой эпохи. Из всех боевых искусств Индии он наиболее близок к древнегреческому панкратиону и скорее всего произошел появился и распространился в Индии благодаря воинам Александра Македонского. Маллявеша - комбинированное боевое искусство, сочетающее силовые, болевые и ударные приемы. Расцветом этого вида боевых искусств считают времена шаха Акбара (1556-1605). В те времена существовали целые общины профессиональных борцов. Победители турниров получали большие деньги. Сохранилось древнее руководство по этому виду боевых искусств, написанное в 1731 году. Всего в рукописи, опубликованной индийскими учеными в 1964 году, насчитывается 18 глав, посвященных истории борьбы, классификации борцов, описанию методов тренировок и правил поединков, вопросам питания, гигиены и т.д.
Тренировочные занятия рекомендуется проводить ежедневно, но только в наиболее прохладное время суток - по утрам. Самое интересное упражнение, рекомендуемое для подготовки бойцов - лазание вверх и вниз по гладкому деревянному столбу, врытому в землю и достигающему в высоту 5-7 метров. Сначала боец должен залезет вверх по столбу, крепко обхватывая его руками и ногами. Спускаться со столба надо головой вниз.
По древним правилам в поединке нельзя убивать друг друга, а проигравшим считается тот, кто падает на землю. Не запрещено выбивать зубы, вырывать волосы, ломать пальцы и сдавливать горло. Приемы поединка включают захваты, броски, удушения, подножки, подсечки, удары кулаками, локтями, коленями и стопами ног, толчки, отбивы, блоки и т.д. Удары можно наносить только в верхнюю часть тела и в голову.
Кушти
Кушти -самый известный и популярный вид национальной борьбы в Индии. Слово "кушти" существует в языке хинди с глубокой древности. В мифах и легендах есть немало историй о борцовских поединках между богами и героями. Кушти пользовалась покровительством местных правителей, в старину большинство состязаний проходило в их присутствии. Боролись чаще всего до смерти одного из соперников. Сейчас борьба кушти стала довольно безопасным спортом, хотя в ней разрешены многие приемы, запрещенные правилами дзюдо, самбо и вольной борьбы. Разновидность кушти - индийская борьба на поясах, когда разрешено только держать соперника за пояс. В тренировке борцов основное значение имеет силовая подготовка. Выполняют большое количество отжиманий - простых и с волнообразным движением корпуса и приседаний, в том силе на одной ноге.
Мукки-бази
Школа мукки-бази сохранилась с древних времен в индийском штате Уттар-Прадеш. Это единственный вид индийских боевых искусств, предусматривающий не только парные, но и групповые поединки. Крупные соревнования проводились каждый год. Сначала проводили поединки известные мастера, далее следовала групповая схватка учеников, которая проводилась по принципу "стенка на стенку". Победившей считалась команда, которой которым удалось оттеснить соперников за линию, обозначенную на земле. За боем наблюдали несколько судей, старавшихся не допустить лишней жестокости. Тем не менее, тяжелые травмы и даже смертельные случаи происходили довольно часто, поэтому турниры по мукки-бази в 30-е годы 20 века были запрещены. Сейчас школа сохранилась в рамках небольшой религиозной секты. Важнейшее место в подготовке занимают силовые упражнения. Бойцы выполняют множество разнообразных отжиманий и приседаний, большое внимание уделяют изометрическим и дыхательным упражнениям. Кроме того, в мукки-бази широко практикуется набивка рук на твердых предметах из камня или металла. Легендарная секретная технике мукки-бази - умение "держать удар" в любую часть тела, даже в самую уязвимую, вроде губ, носа, горла, паха и т.д. Это умение основано на знании традиционной индийской медицины.
Мукна
Мукна- это традиционное индийское единоборство, распространенное в штате Манипур (особенно в деревнях). Возникло оно, согласно преданиям, в XII веке. Суть единоборства в том, что соперники одевают специальные фартуки из плотной ткани и шлемы-протекторы, после чего вступают в схватку. Правила разрешают бить кулаком, толкать и бить открытой ладонью, обхватывать соперника руками, хватать за руки и за ноги, производить захваты его конечностей, уклоняться, прыгать.
Цель поединка - заставить противника коснуться земли коленями, плечами, спиной или головой, любой из этих частей тела. Чаще всего противники кружат по площадке, делая ложные выпады до тех пор, пока одному из них не удастся неожиданным ударом либо толчком лишить своего соперника равновесия и заставить прикоснуться к земле. Довольно часто используют захваты и болевые приемы с броском противника. Победитель поединка обязательно выполняет ритуальный танец с мечом и копьем в руках.
Что такое "хапкидо"?
Хапкидо - это современное корейское боевое искусство, создателем
которого является Чхве (в некоторых прочтениях - Чой) нсоль
(1904--1987). В молодости он жил недалеко от фабрики, которой
владела японская семейная пара (напомним, что в то время Корея
была японской колонией). Когда эта пара решила вернуться в
Японию, то она захотела взять с собой понравившегося им паренька.
Его семья не возражала, так как денег на содержание сына все
равно не было. Так Чхве нсоль под именем сида Такудзюку уехал в
Японию.
В Японии у семейной пары были свои дела, они постоянно
разъезжали, и потому им пришлось отдать мальчика в буддийский
монастырь. Однако молодой Чхве был очень беспокойным ребенком, и
когда его поведение перешло все границы, настоятель монастыря
решил отправить мальчика на обучение к своему другу - мастеру
школы Дайто-рю айкидзюцу Сокаку Такэда. Так у знаменитого мастера
появился корейский ученик.
После окончания Второй мировой войны все корейцы были возвращены
из Японии на родину. Уехал в 1946 году и Чхве нсоль. Во время
возвращения на железнодорожной станции у него украли чемодан, где
находились деньги и документы, в том числе и все полученные в
Японии сертификаты.
История распространения хапкидо в Республике Корея начинается с
21 февраля 1948 года. В этот день Со Боксуп, управляющий
винодельней в городе Тэгу, увидел из окна своего оффиса драку в
очереди на покупку излишков зерна, остающихся после изготовления
традиционного корейского вина. Со вышел, чтобы прекратить драку,
а так как сам он был обладателем 1-го дана дзюдо, то ему не
составило труда понять, что взрослый человек, который отбивался
от нескольких нападающих, хорошо владеет каким-то боевым
искусством. Он пригласил его к себе в офис. Так познакомились
Чхве нсоль и Со Боксуп, так началось распространение хапкидо.
Продемонстрированное Чхве айкидзюцу произвело на Со большое
впечатление, и он фактически взял мастера на денежное и
продовольственное содержание. До этой встречи Чхве торговал на
улице рисовыми колобками, чтобы хоть как-то прокормиться, а
зарабатывать преподаванием боевых искусств не мог, потому что был
никому не известен и никто не хотел платить за тренировки
запрашиваемые им суммы (надо сказать, что и впоследствии учитель
Чхве отличался большой страстью к деньгам; по воспоминаниям
современников тренировки у Чхве стоили раз в 10 дороже, чем,
скажем, занятия таеквондо).
Чхве и Со тренировались в специальном небольшом помещении в
офисе Со. Тренировки не прекращались даже в годы Корейской
войны. После освобождения Республики Корея отец Со стал
конгрессменом, а Чхве стал его телохранителем и начальником
охраны. Политическая борьба в Республике Корея в начале 1950-х
велась довольно грязными методами, и как у Чхве, так и у Со были
случаи продемонстрировать свое мастерство. В результате слухи об
их боевом мастерстве широко распространились, и 12 февраля 1951
года они открыли "Дэхан хапки юквонсуль додянг" ("Дэхан" -
"Корея", "хапки" - корейское прочтение японских иероглифов
"айки", "юквонсуль" - "искусство мягкого кулака", "додянг" - "зал
для тренировок"; таким образом все название можно перевести как
"Зал корейского мягкого боевого искусства `хапки'").
В то время Чхве и Со разъезжали по разным местам с публичными
демонстрациями своего искусства, кроме того многие слышали про их
столкновения с политическими противниками отца Со, и количество
желающих заниматься быстро росло. В это время у Чхве начали
заниматься те, кто впоследствии распространил это искусство по
всему миру: Ким Мух н и Чи Ханджэ. Ким Мух н отправился в
буддийский монастырь и изучил там у монахов старинную технику
ударов ногами. После его возвращения эта техника была добавлена в
`хапки юквонсуль'. В 1958 году Чхве нсоль решил добавить в
название иероглиф `до', означающий путь, и с тех пор его боевое
искусство зовется "хапкидо" - "путь гармонизации внутренней
энергии".
В 1961 году Ким Мух н основал собственную ветвь хапкидо -
синмуквон хапкидо. У него учились такие известные мастера, как
Вон Кванхва (основатель мусульквон хапкидо), Ли Ханчуль (ныне
преподающий хапкидо в Южной Америке), Ким Вутак (теперь
преподающий в Канаде), Ли Банджу (основатель боевого искусства
хварандо) и многие другие.
Основателем современного хапкидо многие считают Чи Ханджэ. Он
начал заниматься у Чхве нсоля еще в 1953 году, будучи учеником
школы. Год спустя он открыл свой собственный зал, а в 1956 году
полностью откололся от Чхве нсоля и основал собственную
организацию. У него учились такие известные мастера, как Кан
Джонсу, Хван Дэккю, М н Гвансик, Ким нджин, Ли Тэджун, М н
Джэннам, Хан Бонсу (снявшийся в американском кинофильме "Billy
Jack").
В начале 1960-х Чи Ханджэ стал телохранителем президента Пак
Джонхи и получил огромное политическое влияние. Однако
политическая обстановка в те годы менялась очень быстро, и Чи то
оказывался в опале, то опять взлетал к вершинам власти. После
того, как он был обвинен в заговоре с целью свержения президента
и отсидел год в тюрьме, он окончательно покинул Корею и осел в
США.
Единой организации, объединяющей хапкидоинов, не существует. В
1960-х очень многие заявляли, что именно они являются учителями
"настоящего" хапкидо и основывали свои собственные федерации.
Попытка Джун Муквана объединить хапкидо в Республике Корея
привела просто-напросто к созданию еще одной федерации. В
настоящее время самыми активным в Республике Корея являются
Международная федерация хапкидо (возглавляет М н Джэннам),
Всекорейская ассоциация хапкидо (возглавляет Хван Доккю),
Ассоциация хапкидо при движении "Hовая деревня" и "Общество пути
и энергии". Самой известной организацией за пределами Кореи
является Всемирная федерация хапкидо (возглавляет М н Гвансик,
штаб-квартира расположена в США).
Философия хапкидо связано с широко известной на Дальнем Востоке
символикой восьми триграмм ("пальгве" по-корейски). Проникновение
в сущность этой философии позволяет осознать механизм круговорота
энергии "ки" - той самой космической энергии, которая во всем
присутствует и всем управляет. Благодаря этому знанию человек
должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии,
сосредотачивать ее в себе и направлять в нужное русло.
Естественно, такой человек должен обладать определенными
качествами, выработке которых способствует неукоснительное
соблюдение следующих десяти заповедей хапкидо:
- Всякий, кто занимается хапкидо, должен помнить, что вся
окружающая его природа есть энергия.
- Он обязан придерживаться пути сосредоточения в своем теле
энергии неба и земли.
- Следуя этим путем, он должен развивать свои энергетические
способности.
- В бою энергию природы надо использовать по восьми направлениям.
- Для тех, кто практикует хапкидо, существует только самооборона.
- Последователь хапкидо в равной мере заботится о благоденствии
своей страны и всего человечества.
- Последователь хапкидо уважает порядок и общественную мораль.
- Всякий, кто практикует хапкидо, уважает личность другого и
скромен в своем поведении.
- Практикуя хапкидо, стремись наилучшим образом делать все, что
тебе приходится делать.
- Практикуя хапкидо, уважай все другие боевые искусства.
Система обучения в хапкидо построена таким образом, что вся
базовая техника дается до первого дана. Тогда же выверяется ее
точность. Hа второй дан сдают ту же самую технику, только уже на
время, то есть значительно быстрее. Третий дан предусматривает
работу в нестандартных условиях - сидя, в прыжке от стены, с
завязанными глазами и т.д. Hаряду с этим идет работа с оружием -
палкой, клюкой, мечом, ножом, поясом. После получения третьего
дана основную работу составляет психотренинг.
Основным принципом хапкидо является непредоставление опоры. Hужно
принимать силу противника и использовать ее в собственных
интересах. К примеру в случае прямолинейной атаки защищающийся
выполняет уход по дуге, соединенный с броском, использующим силу
атаки противника.
Другой принцип хапкидо - передвижение по дуге. Благодаря этому
можно постоянно контролировать движения противника, иметь его
перед собой и уходя с линии атаки.
Третий важный принцип - т.н. принцип воды, что определяет
движение целиком, его мягкость и плавность.
Большинство ударов в хапкидо наносится не до конца выпрямленной
конечностью и не по прямолинейным траекториям. Удары ногами
наносятся как на верхний уровень, так и на нижний. Есть много
ударов ногой назад, развита техника прыжков, в том числе -
нанесение ударов двумя ногами одновременно.
Большое внимание уделяется ближнему бою, работе локтями и
коленями, использованию болевого контроля. Подчеркивая
ориентированность хапкидо на реальный бой, а не на спортивный
поединок, многие авторы даже называют хапкидо "помойкой
запрещенных приемов".
|